_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПВМ МТЗ-82.1 с коническими колесными редукторами

____________________________________________________________________________________________

ПВМ с коническими колесными редукторами устанавливается на тракторе Беларус МТЗ-82.1. Передний ведущий мост предназначен для передачи крутящего момента к управляемым передним колесам трактора.

Передний ведущий мост Беларус МТЗ-82.1 состоит из главной передачи, дифференциала и колесных редукторов. Главная передача представляет собой пару конических шестерен со спиральным зубом. Устройство моста с коническими колесными редукторами приведено на рисунке.



Рис.73. Устройство переднего ведущего моста Беларус МТЗ-82-1 с коническими колесными редукторами

1 – колесный редуктор; 2 – крышка; 3, 23 – манжеты; 4, 18 – прокладки регулировочные; 5, 19 – уплотнительные кольца; 6 – гайка; 7 – шестерня ведомая; 8 – корпус; 9 – дифференциал; 10 – сапун; 11, 26, 27 – подшипники роликовые конические; 12 – планка стопорная; 13 - ось качания; 14 - пробка заливная и
контрольная; 15 – пробка сливная; 16 – кронштейн крепления гидроцилиндра (для ГОРУ); 17 – шестерня ведущая; 20 – стакан ведущей шестерни; 21 – кольца регулировочные (2 шт.); 22 – кольцо маслоотражательное; 24 – фланец карданного вала; 25 – гайка; 28 – штифт, 29 – шплинт; 30 – червяк; 31 – клин; 32 – пробка сливная, 33 – пробка заливная и контрольная; 34 – кронштейн установки рулевой тяги.

Ведущая шестерня главной передачи 17 установлена в стакане 20 на двух роликовых конических подшипниках 26, 27. Требуемый натяг в подшипниках регулируется подборкой двух регулировочных колец 21, после чего производится затяжка гайки 25 и ее фиксация от отворота шплинтом. Ведомая шестерня 7 посажена на шлицы и центрирующий поясок корпуса дифференциала 9 и от осевых перемещений фиксируется гайкой 6.

Регулировка зацепления шестерен главной передачи обеспечивается прокладками 4 и 18, установленными между левой и правой крышками 2 и корпусом ПВМ, а также между фланцем стакана ведущей шестерни 20 и корпусом ПВМ 8 соответственно. До регулировки зацепления шестерен производится регулировка подшипников дифференциала 11, которая осуществляется прокладками 4.

Левая и правая крышки 2 соединенные с корпусом болтами, образуют балку. Корпус ПВМ Беларус МТЗ-82-1 снабжен сапуном 10, поддерживающим нормальное давление в полости балки и главной передачи.

Заправка масла в балку осуществляется до нижней кромки заливного отверстия через пробку 14. Слив масла из балки моста осуществляется путем отворачивания сливной пробки 15 в корпусе. Заправку переднего ведущего моста необходимо производить на горизонтальной поверхности. Отверстие под пробку 14 также служит для фиксации ведомой шестерни при проверке регулировки зацепления главной передачи.

Герметичность полости главной передачи и балки ПВМ обеспечивается манжетами 3, 23 и уплотнительными кольцами 5, 19, установленными в крышках 2 и в стакане ведущей шестерни 20.

Для предотвращения подпора масла перед манжетой ведущей шестерни, на шлицевом ее конце установлено маслоотражательное кольцо 22. По наружному диаметру кольца нарезаны винтовые канавки.

Корпус соединен с брусом двумя полыми осями 13, на которых мост вместе с колесами может качаться в поперечной плоскости, отклоняясь на углы ограниченные упорами в крышках 2 при их контакте с брусом трактора. От осевых перемещений оси стопорятся планками 12.

Дифференциал переднего ведущего моста

Данный дифференциал устанавливается как на тракторах Беларус МТЗ-82.1 с ПВМ 72 (с коническими колесными редукторами) так и на тракторах Беларус МТЗ-82.2 с ПВМ 822 (с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами).

Дифференциал самоблокирующийся, повышенного трения. В коробках 5 и 7 дифференциала, соединенных болтами, размещены две пары сателлитов 4 на плавающих осях 6, полуосевые шестерни 1, нажимные чашки 3 и фрикционные диски – ведущие 2 и ведомые 8.

Самоблокирующийся дифференциал автоматически соединяет обе полуоси 16, исключая раздельное буксование колес и увеличивая силу тяги ПВМ.

Блокировка дифференциала осуществляется при включении переднего моста в работу. При этом оси сателлитов 6 под нагрузкой проворачиваются и перемещаются по пазам-скосам в корпусе 5 и крышке 7 дифференциала соответственно на величину зазоров между фрикционными дисками 2, 8.

От осей усилие передается на сателлиты 4, которые буртами передают его чашкам 3, а те, в свою очередь сжимают фрикционные диски до упора в стенки корпуса и крышки дифференциала. Ведущие диски 2, имеющие наружные зубья, соединены с зубьями корпуса и крышки дифференциала, а ведомые диски 8 (внутренними зубьями) – с полуосевыми шестернями.

Сила трения сжатых дисков объединяет в одно целое полуосевые шестерни икорпус с крышкой дифференциала, осуществляя таким образом блокировку дифференциала. При повороте трактора, когда передний ведущий мост включен и внешние силы превышают силы трения во фрикционных дисках, фрикционные диски будут пробуксовывать.

Устанавливается дифференциал на двух роликовых конических подшипниках 11 в крышках 2 балки. Подшипники дифференциала регулируются прокладками 4.



Рис.74. Дифференциал ПВМ Беларус МТЗ-82.1

1 – шестерня полуосевая; 2 – диски ведущие; 3 – чашка нажимная; 4 – сателлит; 5 – корпус дифференциала; 6 – ось сателлитов; 7 – крышка дифференциала; 8 – диск ведомый; 9 – прокладки регулировочные; 10 – шестерня ведомая; 11 – шестерня ведущая.

Конический колесный редуктор

Колесные редукторы предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала ПВМ Беларус МТЗ-82-1 к ведущим управляемым колесам. Устройство конического колесного редуктора приведено на рисунке.

В крышках 2 балки установлены редукторы конечных передач, состоящие из двух пар конических шестерен – верхней и нижней, служащих одновременно шарнирами равных угловых скоростей, а также кронштейна 34 управления поворотом передних колес.

Угол поворота колесных редукторов Беларус МТЗ-82.1 ограничивается длиной штока гидроцилиндра. Зубчатые венцы полуоси 16 и вертикального вала 30, выполненные заодно со шлицевыми хвостовиками, образуют верхнюю коническую пару.

Полуось и вертикальный вал своими шлицевыми хвостовиками соединяются с полуоcевой шестерней дифференциала 1 и ведущей шестерней нижней конической пары 38.

Полуось монтируется на двух роликовых конических подшипниках 18 в корпусе верхней конической пары 17, вертикальный вал – в расточке трубы шкворня 26 и опирается на подшипники 18. От перемещений полуось фиксируется винтом 46 и стопориться гайкой 47, вертикальный вал стопорится двумя винтами 14.

Натяг в подшипниках регулируется подбором регулировочных колец 19 и зажимается гайкой 20. Для предотвращения отворачивания, пояски гаек кернятся в пазах полуоси и вертикального вала.

Фланец трубы шкворня 12 своей посадочной частью входит в расточку корпуса верхней конической пары 17 и вместе с корпусом уплотнения 28 крепится к нему болтами.

Регулировка зацепления верхней конической пары обеспечивается прокладками 25, установленными между фланцем трубы шкворня 12 и корпусом верхней конической пары 17. Полость верхней конической пары уплотнена манжетами 21, 29, кольцом 13 и прокладками по уплотняющей поверхности крышки 15.

Корпусы верхних конических пар 17 установлены в расточках крышек 2 ПВМ подвижно, что дает возможность изменять колею переднего моста вращением червяка 30. От перемещений каждый корпус стопорится двумя клиньями 31 и штифтом 28.

Труба шкворня 26, опираясь на витую цилиндрическую пружину подвески 33, входит в гильзу шкворня 31, запрессованную в корпус редуктора 37 и застопоренную в нем штифтом 32. Нижний конец пружины опирается на шайбу 34 и упорный подшипник 35, установленный в корпусе редуктора 37, что обеспечивает подрессоривание переднего моста.

Ход подвески при движении трубы шкворня 26 вниз ограничен шайбой 34, при движении трубы шкворня вверх вместе с корпусом уплотнения 28 – опорными буртами на корпусе уплотнения и на гильзе 31. Шкворневое соединение уплотняется двумя кольцами 11.

Нижняя коническая пара состоит из ведущей шестерни 38 (устанавливается на двух шариковых подшипниках 36, 39 в корпусе редуктора 37, закрываемого крышкой 40) и ведомой шестерни 41, установленной на шлицах фланца 2, к которому болтами и гайками 1 крепится диск переднего колеса.

Фланец диска колеса 2 вращается на роликовом подшипнике 43, установленном в расточке корпуса колесного редуктора Беларус МТЗ-82-1 и двух конических роликовых подшипниках 3, запрессованных в крышку 8. Натяг в подшипниках 11 регулируется подбором регулировочных колец 7.

Подшипники и шестерня 41 стопорятся от осевого перемещения шайбой 42 и двумя болтами, контрящимися отгибной пластиной.

Регулировка зацепления нижней конической пары обеспечивается прокладками 9, установленными между крышкой 8 и корпусом колесного редуктора 37.

Заправка масла в корпус редуктора осуществляется до нижней кромки заливного отверстия, в которое установлена пробка 33, а слив путем отворачивания сливной пробки 32.

Уплотнение нижней конической пары осуществляется манжетой 4, кольцом 10 и прокладками по уплотняющим плоскостям корпуса 37 с крышкой 40 и корпусом манжеты 5. Для предотвращения попадания грязи к рабочим кромкам манжеты 4 установлен грязевик 6.

К корпусу редуктора прикреплены кронштейны крыльев передних колес и кронштейны рулевой трапеции 34.

Передача крутящего момента от полуосевой шестерни дифференциала к фланцу диска колеса 2 с прикрепленным к нему колесом осуществляется посредством шестерен верхней и нижней конических пар.

При повороте трактора усилие от рулевой трапеции через рулевые тяги и поворотные рычаги передается на корпусы редукторов, которые вместе с колесами проворачиваются относительно труб шкворней, при этом происходит обкат шестерен верхней и нижней конических пар.



Рис.75. Конический колесный редуктор ПВМ Беларус МТЗ-82-1

1 – гайка крепления колеса; 2 – фланец; 3, 18 – подшипники роликовые конические; 4, 21, 29 – манжеты; 5 – корпус манжеты; 6 – грязевик; 7, 19 – кольца регулировочные; 8 – крышка редуктора; 9, 25, 44 – прокладки регулировочные; 10, 11, 13 – кольца уплотнительные; 12 – фланец трубы шкворня; 14 – винт;
15 – крышка; 16 – полуось; 17 – корпус верхней конической пары; 20, 27 – гайки; 22 – крышка; 23 – червяк; 24 – ось; 26 – труба шкворня; 28 – корпус уплотнения; 30 – вал вертикальный; 31 – гильза шкворня; 32 – штифт; 33 – пружина; 34 – шайба; 35 – подшипник упорный; 36, 39 – подшипник шариковый; 37 – корпус колесного редуктора; 38 – шестерня ведущая; 40 - крышка; 41 – шестерня ведомая; 42 – шайба; 43 – подшипник роликовый; 45 – стакан подшипника; 46 – винт; 47 – гайка стопорная.

Регулировки переднего ведущего моста с коническими колесными редукторами

Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи переднего ведущего моста Беларус МТЗ-82.1:

- Подшипники 26 должны быть отрегулированы так, чтобы осевой зазор в них отсутствовал, допускается предварительный натяг в подшипниках 26 не более 0,05мм.

- затяните подшипники 26 гайкой 25 до упора. При затяжке поворачивайте шестерню за фланец для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение, момент сопротивления вращению шестерни должен быть в пределах от 0,6 до 2 Нм;

- замерьте осевой люфт подшипников. При наличии осевого люфта устраните люфт за счет шлифовки одного из регулировочных колец 21.

Регулировка подшипников дифференциала и зацепления главной передачи переднего ведущего моста Беларус МТЗ-82-1:

- Регулировку зацепления главной передачи необходимо производить только при отрегулированных подшипниках дифференциала.

- с помощью подбора необходимого количества регулировочных прокладок 9 установите размер между осью ведущей шестерни 11 и корпусом дифференциала 5 в пределах от 40,55 до 40,85 мм. Диаметрально расположенные прокладки 9 должны иметь одинаковую толщину;

- отрегулируйте осевой зазор подшипников дифференциала 11 с помощью подбора необходимого количества регулировочных прокладок 4 между фланцами корпуса 8 и крышки 2. Осевой зазор в отрегулированных подшипниках 11 должен быть не более 0,1 мм. Диаметрально расположенные прокладки 4 должны иметь одинаковую толщину. При затяжке болтов крепления корпуса 8 поворачивайте дифференциал 9, чтобы ролики подшипников 11 заняли правильное положение в обоймах подшипников. Контроль зазора в подшипниках 11 осуществляется индикатором, установленным на венец ведомой шестерни 7, путем осевого перемещения дифференциала 9 вправо и влево при снятом стакане ведущей шестерни 20;

- регулировку зацепления главной передачи производите установкой соответствующего количества разрезных регулировочных прокладок 18 между фланцами стакана ведущей шестерни 20 и корпусом. Диаметрально расположенные прокладки 18 должны иметь одинаковую толщину. Боковой зазор между зубьями главной передачи должен находиться в пределах от 0,18 до 0,46 мм. При замере бокового зазора между зубьями главной передачи ведомую шестерню 7 застопорите от проворачивания специальным инструментом, используя резьбовое отверстие под контрольно-заливную пробку 14 в корпусе. Осевого люфта ведущей шестерни 17 не должно быть. Изношенные шестерни заменяйте только в паре.

Регулировка зацепления верхней конической пары редуктора конечной передачи ПВМ Беларус МТЗ-82-1:

- Боковой зазор в зацеплении верхней конической пары должен находиться в пределах от 0,10 до 0,45 мм.

- Проверьте люфт в подшипниках полуоси 16 и вертикального вала 30. Осевой люфт в подшипниках должен находиться в пределах от 0,05 до 0,15 мм.

- Если это условие не соблюдается, произведите регулировку подшипников, выполнив следующие операции: затяните гайки 20 и 27 до упора, а затем отпустите их на 1/15 – 1/10 оборота; раскерните поясок гайки в пазу вала.

- Произведите регулировку зацепления с помощью подбора необходимого количества разрезных регулировочных прокладок 25 между фланцами трубы шкворня 12 и корпусом 17 верхней конической пары.

- Диаметрально расположенные прокладки должны иметь одинаковую толщину. Для контроля бокового зазора снимите крышку 15, предварительно слив масло.

Регулировка подшипников колес и зацепления нижней конической пары редуктора конечной передачи:

- Боковой зазор между зубьями шестерен 40 и 37 должен быть от 0,26 до 0,65 мм.

- Проверьте люфт в подшипниках 3, установленных в стакане 45. Осевой люфт в подшипниках не должен превышать 0,3 мм.

- Если это условие не соблюдается, необходимо провести регулировку подшипников методом шлифовки одного из регулировочных колец 7, установленных между внутренними обоймами подшипников 3.

- Произведите регулировку зацепления с помощью подбора необходимого количества разрезных регулировочных прокладок 44 между фланцем стакана подшипника 45 и торцом крышки редуктора 8.

- Диаметрально расположенные прокладки 44 должны иметь одинаковую толщину. Для контроля бокового зазора между зубьями шестерен 40 и 37 застопорите одну из шестерен.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов