_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рулевое управление трактора МТЗ-320

____________________________________________________________________________________________

На тракторе МТЗ-320 Беларус установлено гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) на базе насоса-дозатора.

Состоит из рулевой колонки 4 (рис. 30), насоса-дозатора 6, гидроцилиндра 1, осуществляющего поворот минитрактора, насоса питания 2 с приводом от двигателя и соединительной гидроарматуры.

Масляной емкостью является маслобак 3 гидронавесной системы. Насос-дозатор посредством кардана соединен с рулевым валом.



Рис. 30. Управление рулевое минитрактора МТЗ-320 Беларус

1 – гидроцилиндр; 2 – насос питания; 3 – маслобак; 4 – колонка рулевая; 5 – маслопровод сливной; 6 – насос-дозатор; 7 – маслопровод нагнетательный; 8, 9 – маслопроводы гидроцилиндра

Во время работы трактора при прямолинейном движении полости цилиндра заперты поясками золотника насоса-дозатора и масло от насоса питания, поступая к насосу-дозатору, возвращается в корпус гидроагрегатов гидросистемы.

При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается, обеспечивая подачу масла в гидроцилиндр 1 поворота в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.

При неработающем двигателе насос-дозатор при повороте руля засасывает из гидробака масло и подает его в соответствующую полость гидроцилиндра, обеспечивая поворот направляющих колес. Усилие на рулевом колесе при этом резко возрастает.

Рулевая колонка

Рулевая колонка МТЗ-320 Беларус состоит из корпуса 1 (рис. 31), рулевого колеса 3, рулевого вала 6, карданного сочленения 7, амортизаторов 5, а также механизмов регулировки положения рулевого колеса по высоте и регулировки угла наклона рулевой колонки.

Положение рулевого колеса по высоте регулируется в пределах 80 мм, угол наклона рулевой колонки регулируется в пределах от 25° до 40° с фиксацией через 5° в четырех положениях.



Для изменения положения рулевого колеса по высоте снимите крышку 2 (рис. 31), отверните на 3-5 оборотов винт 1 и, перемещая рулевое колесо вдоль оси рулевой колонки, установите его в выбранное положение, после чего заверните винт 1 и установите на место крышку 2.

Для изменения угла наклона рулевой колонки освободите ее от фиксации, выдвинув на себя рукоятку 5 (рис. 1).

Для предотвращения вибрации рулевого колеса следует затянуть гайку 2 (рис. 31) до соприкосновения с втулкой 5 при выбранных зазорах в соединениях, отвернуть гайку 2 на 1/2 оборота и законтрить контргайкой 4.

Насос-дозатор

Насос-дозатор минитрактора МТЗ-320 Беларус (рис. 32) включает в себя качающий узел А, распределитель В, обратный клапан 9, два противоударных клапана 7, предохранительный клапан 6 и два противовакуумных клапана 8.

Героторный качающий узел состоит из закрепленного на корпусе статора 1 и вращающегося ротора 2, связанного с золотником 3 через приводной вал 4.



Рис. 32. Насос-дозатор

А – качающий узел; В – распределитель, 1 – статор; 2 – ротор; 3 – золотник; 4 – приводной вал; 5 – гильза; 6 – предохранительный клапан; 7 – противоударные клапаны; противовакуумные клапаны; 9 – обратный клапан; 10 – корпус

Противовакуумные клапаны 8 позволяют обеспечить необходимую подачу рабочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании противоударных клапанов.

Противоударные клапаны 7 ограничивают давление в магистралях цилиндров при ударной нагрузке. Давление настройки противоударных клапанов 20-21 МПа (200-210 кгс/см2).

Гидроцилиндр рулевого управления

Гидроцилиндр двойного действия, осуществляет поворот направляющих колес трактора МТЗ-320 Беларус.

Корпус гидроцилиндра руля через кронштейн крепится к полураме минитрактора, а подвижной шток соединен с поворотным рычагом левого бортового редуктора.



Рис. 33. Гидроцилиндр рулевого управления

1 – гайка; 2 – поршень; 3 – труба; 4 – шток; 5 – крышка передняя; 6 – винт стопорный; 7 – гайка накидная; 8 – уплотнение; 9 – кольцо; 10 – подшипник

Смазка шарниров гидроцилиндра рулевого управления

- Очистите масленки.

- Смажьте шарниры (2 шт.) с помощью нагнетательного шприца консистентной смазкой (3-4 нагнетания).

Проверка люфта в шарнирах рулевой тяги МТЗ-320 Беларус

При работающем двигателе резко поверните в обе стороны рулевое колесо и проверьте наличие люфта в шарнирах.

При наличии люфта:

- отсоедините контровочную проволоку;

- заверните пробку до устранения люфта;

- законтрите пробку от отворачивания с помощью проволоки.

Проверка сходимости передних колес

Перед проверкой сходимости передних колес обязательно проверьте люфт в шарнирах рулевых тяг. Сходимость направляющих колес (разность между размерами) должна быть в пределах 2-6 мм

Регулировку сходимости колес МТЗ-320.4 Беларус производите следующим образом:

- установите трактор на горизонтальную площадку с твердым покрытием;

- установите направляющие колеса для движения трактора в прямолинейном направлении. Заглушите дизель;

- определите сходимость колес, для чего:

- замерьте расстояние между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте центров колес) и сделайте отметки мелом в местах замера;

- перекатите трактор вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте и замерьте расстояние между отмеченными точками.

- разница между первым замерами равна сходимости колес и должна быть в пределах 2-6 мм;

- при необходимости произведите регулировку сходимости изменением длины тяги, предварительно ослабив затяжку контргаек.

Проверка люфта рулевого колеса

Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не должен превышать 25°.

Если он превышает 25°, проверьте люфт в шарнирах рулевых тяг, состояние шарниров гидроцилиндра рулевого управления, а также рулевой колонки.

Устраните обнаруженные неисправности.

Замена смазки в ступицах передних (неведущих) колес МТЗ-320.4 Беларус

- Поддомкратьте переднюю часть трактора.

- Отверните болты и снимите крышку.

- Расшплинтуйте и отверните гайку, снимите шайбу и внутреннюю обойму подшипника с роликами.

- Заложите свежую смазку в полость ступицы, установите подшипник, шайбу, заверните гайку моментом 10 кг/см, затем отверните до совпадения ближайшей прорези под установку шплинта с отверстием в цапфе. Зашплинтуйте гайку.

- Установите на место крышку и закрепите болтами.

Смазка втулок поворотных цапф передних (неведущих) колес

- Поддомкратьте переднюю часть трактора.

- Отверните гайки и снимите колесо.

- Отверните гайку, снимите шайбу, поворотный рычаг и выньте цапфу из посадочного места в выдвижном кулаке.

- Удалите остатки смазки с цапфы, втулок и из полостей в выдвижном кулаке, промойте их, заложите свежую смазку и установите на место цапфу, поворотный рычаг, шайбу, затяните гайку.

- Установите на место колесо и заверните гайки.

Неисправности рулевого управления минитрактора МТЗ-320 Беларус

Повышенное усилие на рулевом колесе

Отсутствует или недостаточное давление в гидросистеме руля по причинам:

- недостаточный уровень масла в баке; насос питания не развивает требуемого давления; Давление в гидросистеме руля должно быть 90-100 кгс/см2 (в упоре). Заполните бак маслом до требуемого уровня. Прокачайте гидросистему для удаления воздуха, для чего при работающем двигателе поверните рулевое колесо 2-3 раза от упора до упора.

- предохранительный клапан насоса-дозатора завис в открытом положении или настроен на низкое давление; Промойте предохранительный клапан и отрегулируйте на давление 90-100 кгс/см2 при работе двигателя на номинальных оборотах.

- значительное трение или подклинивание в механических элементах рулевой колонки; Проверьте и устраните причины, препятствующие свободному перемещению в механических элементах рулевой колонки.

- подсос воздуха во всасывающей магистрали системы. Проверьте всасывающую магистраль, устраните негерметичность. Прокачайте систему для удаления воздуха.

Рулевое колесо вращается без поворота управляемых колес

Недостаточный уровень масла в маслобаке - Заполните бак до требуемого уровня и прокачайте гидросистему для удаления воздуха.

Изношены уплотнения поршня гидроцилиндра МТЗ-320 Беларус - Замените уплотнения или гидроцилиндр.

Повышенное страгивающее усилие в начале вращения рулевого колеса

Повышенная вязкость масла (масло холодное) - Прогрейте масло при работающем дизеле.

Рулевое колесо не возвращается в "нейтраль", "моторение" насоса-дозатора

Повышенное трение или подклинивание в механических элементах рулевой колонки - Устраните причины трения и подклинивания.

Шлицевой хвостовик рулевой колонки и насос-дозатор установлены несоосно (распор карданного вала) или с недостаточным зазором - Освободите кардан. Для увеличения зазора установите дополнительные шайбы толщиной не более 1,5 мм между насосом-дозатором и кронштейном рулевой колонки.

Увеличенный люфт рулевого колеса

Не затянуты конусные пальцы гидроцилиндра или рулевой тяги - Затяните гайки пальцев моментом 12-14 кг/см и зашплинтуйте.

Повышенный люфт шлицевого соединения "кардан рулевого вала – насос-дозатор" - Замените нижнюю вилку кардана.

Неодинаковые минимальные радиусы поворота трактора вправо-влево

Не отрегулирована сходимость колес - Отрегулируйте сходимость колес.

Неполный угол поворота направляющих колес

Недостаточное давление в гидросистеме рулевого управления - Отрегулируйте давление в пределах 140-155 кгс/см2.

Неисправен насос питания - Отремонтируйте или замените насос.

Полная инструкция по эксплуатации и обслуживанию МТЗ-320

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов