_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Шатунно-поршневая группа МТЗ
____________________________________________________________________________________________
Установка поршневой группы Д-245, 240, 243
Проверить соответствие размерной группы комплекта поршней и размерной
группы гильз цилиндров.
Поршни одного комплекта на моторе должны быть одной размерной группы,
соответствующей размерной группе гильз цилиндров.
Разность массы поршней одного комплекта не должна превышать 10 г.
Разность масс шатунов в сборе с поршнями не должна превышать 30 г.
Проверить соответствие размерной группы шатунных вкладышей ремонтному
или номинальному размеру шатунных шеек.
Сборку шатуна с поршнем и пальцем рекомендуется производить с помощью
специальной оправки.
Перед установкой в гильзы поршней в сборе с шатунами и поршневыми
кольцами следует протереть чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом
зеркало гильз цилиндров, наружную поверхность поршней, рабочую
поверхность вкладышей шатунных подшипников и шейки коленчатого вала.
На каждый поршень безнаддувных дизелей Д-240, 243 трактора МТЗ
устанавливаются верхнее компрессионное кольцо прямоугольной формы,
покрытое по наружной поверхности хромом, два компрессионных конусных
кольца и одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным
расширителем.
На поршни дизелей с турбонаддувом Д-245 тракторов МТЗ устанавливаются в
верхнее компрессионное кольцо трапециевидной формы, покрытое по наружной
поверхности хромом, одно компрессионное конусное кольцо и одно
маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем.
Второе компрессионное и маслосъёмное кольца имеют меньшую высоту в
сравнении с аналогичными кольцами Д-240, 243, поэтому они не
взаимозаменяемы. В поршне под верхнее компрессионное кольцо залита
жаропрочная нирезистовая вставка.
Компрессионные конусные кольца и верхнее компрессионное кольцо поршня
Д-245 на торцовой поверхности у замка имеют маркировку „верх" (TOP),
которая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня.
Маслосъемные поршневые кольца устанавливаются меткой (выдавкой),
нанесенной на поверхности кольца в 7...20 мм от замка, к днищу поршня.
При вращении поршня, находящегося в горизонтальном положении, поршневые
кольца должны свободно, без заеданий, перемещаться в его канавках и
утопать в них под действием собственной массы.
Замки поршневых колец не должны располагаться в одной плоскости, их
необходимо располагать на равном расстоянии по окружности. Стык расширителя маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца.
Замки рядом стоящих поршневых колец должны быть расположены под углом
180°.
Зеркало гильз цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, шатунные шейки
коленчатого вала и вкладыши шатунных шеек смазать моторным маслом.
Для установки поршней в гильзу блока использовать оправки мод. И
806.01.200 и И 804.01.200.
Момент затяжки гаек шатунных болтов должен быть в пределах 180...200 Нм.
Осевой люфт нижних головок шатунов на шатунных шейках допускается не
более 1,0 мм при любом положении коленчатого вала. У нового дизеля
осевой
люфт находится в пределах 0,15...0,40 мм.
Момент проворачивания коленчатого вала после затяжки всех гаек шатунных
болтов не должен превышать 60 Нм.
В ВМТ плоскость днища каждого поршня должна выступать над верхней
плоскостью блока цилиндров на 0,3...0,55 мм.
Зазор между головкой поршня и гильзой на расстоянии 3 мм от верхней
плоскости блока должен быть не менее 0,2 мм.
Установка гильз цилиндров двс МТЗ
Гильзы цилиндров и посадочные поверхности блока цилиндров под гильзы
следует протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом.
Установить гильзы цилиндров в блок двигателя Д-245, 240, 243.
Выступание буртов гильз цилиндров над плоскостью блока при прижатии
гильзы усилием 9+0,1 кН должно быть 0,05...0,11 мм.
Перед установкой в блок резиновые уплотнительные кольца и заходную часть
гильзы смазать моторным маслом.
При установке гильз цилиндров в блок срезание резиновых уплотнительных
колец не допускается.
После установки гильз цилиндров и затяжки болтов (гаек) крепления
технологических головок блок проверить на герметичность водой под
давлением 0,6
МПа в течение 1 мин. Течь воды и каплеобразование не допускаются.
Некруглость внутренней поверхности гильз цилиндров после установки их в
блок и затяжки
болтов технологической головки не должно превышать 0,04 мм на длине 100
мм от нижнего торца гильзы и 15 мм - от верхнего. Максимальное усилие
запрессовки гильз - не более 3000 Н.
Распределительный вал с шестерней должен быть установлен с учетом
максимального осевого перемещения не более 0,25 мм.
Прокладку головки блока устанавливать широкой стороной окантовки к
блоку.
Гильзы цилиндров по внутреннему диаметру и поршни по наружному диаметру
юбки сортируются на три размерные группы. Обозначение групп (Б, С, М)
нанесено на верхнем бурте гильзы и на днище поршня. Размеры внутренней
поверхности гильзы по размерным группам приведены ниже.
Размерные группы поршней и гильз цилиндров Д-240, 243, 245
Размерная группа / Диаметр юбки поршня, мм / Диаметр гильзы цилиндра, мм
Б - 0,09...0,13
С - 0,09...0,13
М - 0,09...0,13
Допускается установка гильз ремонтного размера 110,7 мм. В этом случае
зазор между гильзой и поршнем ремонтного размера 0,09...0,13 мм должен
быть
обеспечен селективным подбором.
Не смазанный маслом палец должен легко от усилия руки проворачиваться в
шатуне, не иметь поперечного качания и не выпадать из шатуна под
действием собственной массы.
Радиальный зазор (просвет) между поршневым кольцом и контрольным
калибром 70-8618-3515 для второго компрессионного кольца не должен
превышать 0,02 мм не более чем на 10 % поверхности и не ближе 20о от
замка; а для верхних компрессионных и маслосъемных колец зазор не
допускается. Зазор в замке колец должен быть в пределах 0,3...0,6 мм,
причем подгонка этого зазора не допускается.
Проверка поршневой группы МТЗ
Диагностирование цилиндро-поршневой группы Д-243, 240, 245 и клапанов
газораспределительного механизма.
Манометрический газорасходомер КИ-4887-И, присоединенный к полости
картера двс, измеряет количество прорывающихся в картер газов при работе
мотора в нагрузочном режиме и при давлении воздуха окружающей среды в
картере.
Давление окружающей среды в картере создается в результате присоединения
прибора к вакуумной установке или к выпускной трубе (глушителю)
работающего дизеля, который диагностируется.
Путем изменения проходного сечения крана выравнивателя устанавливают
нужное давление и измеряют количество прорывающихся в картер газов.
Дросселирующее отверстие образовывается двумя втулками: неподвижной и
подвижной. Втулка имеет шкалу и может быть повернута относительно
неподвижной втулки.
Плотное соединение этих втулок обеспечивается предварительной совместной
притиркой их по конусным поверхностям и постоянным прижатием их друг
к другу распорной пружиной.
На половине окружности конусной части обеих втулок сделаны поперечные
щели, позволяющие плавно изменять площадь дросселирующих отверстий
при повороте подвижной втулки.
Количество газов, проходящих через прибор в минуту, определяется по
шкале, которая нанесена на подвижной втулке.
Цифра, определяющая количество газов, устанавливается против риски на
корпусе прибора. Шкала прибора тарируется при перепаде давления в
дросселирующем отверстии, равном 150 Па.
Перепад давления в 150 Па устанавливается при изменении площади
дросселирующего отверстия и контролируется изменением уровня жидкости в
крайнем правом и среднем каналах, в последнем уровень должен быть выше.
При этом уровень жидкости в крайних каналах прибора должен быть
одинаков, что достигается поворачиванием заслонки крана выравнивателя
давления.
Пределы измерения расхода газа прибором КИ-4887-И при открытом
дросселирующем отверстии 2...120 л/мин с погрешностью до 3%.
Если расход газа превышает 120 л/мин, что бывает у изношенных моторов,
то дросселирующее отверстие может быть увеличено на 40...45 л/мин. Это
достигается полным открытием отверстия при повороте заслонки с помощью
отвертки.
Действительная пропускная способность отверстия для каждого прибора
указывается на наружной поверхности подвижной втулки. На концах
впускного и
отсасывающего шлангов имеются резиновые конусные насадки.
Для диагностирования поршневой группы Д-245, 240, 243 прибором типа
КИ-4887-И надо выполнить следующее:
1. Отсоединить систему вентиляции картера дизеля и закрыть колпачками
или пробками отверстия клапанной крышки и масломерного щупа так, чтобы
картерные газы могли выходить только через маслоналивную горловину.
2. Подсоединить отсасывающий шланг прибора КИ-4887-И к вакуум-насосу
установки КИ-13907 или выпускному тракту двигателя.
3. Запустить двигатель МТЗ, прогреть его и с помощью стенда КИ-8930
создать режим работы, соответствующий полной нагрузке.
4. Открыть полностью дросселирующее отверстие поворотом подвижной втулки
и дроссель выпускного патрубка поворотом заслонки прибора КИ-4887-И.
5. Определить расход картерных газов. Для этого вставить конусный
наконечник впускного трубопровода прибора в отверстие маслоналивной
горловины
и измерить расход картерных газов с отсосом. При этом, удерживая прибор
в вертикальном положении, поворотом заслонки установить одинаковый
уровень жидкости в левом и правом каналах. Затем, вращая рукой подвижную
втулку и наблюдая за уровнем жидкости в среднем и правом каналах,
перекрыть дросселирующее отверстие до установления перепада давления 150
Па. Возможное изменение уровней жидкости в среднем и левом каналах
устраняется поворотом заслонки. По делениям, нанесенным над жидкостными
столбиками прибора, строго проследить за тем, чтобы в момент измерения
уровень жидкости в среднем столбике был на 15 мм выше уровня жидкости в
правом столбике, а уровни жидкости в левом и правом столбиках были
одинаковыми. По шкале подвижной втулки определить расход картерных
газов. Измерения необходимо проводить три раза, выполняя операции по пп.
3, 4
и 5.
6. Присоединить систему вентиляции картера дизеля.
7. Измерить количество газов, выходящих из картера, повторяя операции 4
и 5.
8. Определить количество газов, отводимых через систему вентиляции
картера двс по разности значений (операции 5 и 7).
9. Остановить дизель.
10. Определить состояние поршневой группы и системы вентиляции картера.
11. Отсоединить систему вентиляции картера и закрыть отверстие пробкой.
12. Измерить количество газов, выходящих из картера, при работе дизеля
на трех цилиндрах, выполнив операции, указанные в пп. 3-5.
13. Остановить дизель Д-240, 245, 243. Присоединить систему вентиляции
картера.
14. Отсоединить прибор КИ-4887-И от мотора.
15. Вычесть из среднего значения измерений, выполненных по п. 5, среднее
значение измерений по п. 12.
16. Определить состояние цилиндропоршневой группы неработающего
цилиндра.
Блок питания, состоящий из редуктора давления и фильтра тонкой очистки,
вынесен из измерительной части прибора.
Редуктор давления РДФ-3-2 позволяет расширить диапазон давления воздуха
до 0,25...0,8 МПа. Для повышения чувствительности и точности прибор
снабжен корундовой втулкой.
Указатель прибора состоит из дросселя (корундовой втулки с отверстием
1,2 мм, завальцованной во входном штуцере) и манометра.
Воздухопроводы изготовлены из гибкой поливинилхлоридной трубки с
внутренним диаметром 8 мм и толщиной стенки 2 мм.
К пневмотестеру прилагаются принадлежности: штуцер для подсоединения к
цилиндру дизеля через отверстие форсунки, сигнализатор для контроля
начала такта сжатия в цилиндре двигателя, контрольный дроссель.
При диагностировании дизеля измеряют давление сжатого воздуха,
подаваемого в цилиндр, в момент, когда положение поршня соответствует
моменту
впрыска топлива.
Цилиндр предварительно опрессовывают, перемещая поршень к ВМТ и подавая
пневмотестером сжатый воздух в надпоршневое пространство.
Правильность установки поршня в цилиндре определяют с помощью моментоскопа, установленного на соответствующую секцию ТНВД.
Герметичность
цилиндро-поршневой группы определяется по скорости падения давления
воздуха, подаваемого через дроссель в цилиндр.
- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов