_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пневмооборудование трактора МТЗ-1221

____________________________________________________________________________________________

Однопроводный пневмопривод тормозов прицепа

Тракторы МТЗ-1221 Беларус могут быть оборудованы однопроводным или двухпроводным пневмоприводом тормозов прицепов, оснащенных пневматическим приводом тормозов.

Пневмопривод используется также для накачки шин и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.



Рис. 24. Однопроводный пневмопривод тормозов прицепа

1 – компрессор; 2 – регулятор давления; 3 – клапан отбора воздуха; 4 – указатель давления воздуха; 5 - клапан удаления конденсата; 6 – баллон; 7 – соединительная головка; 8 – соединительная магистраль; 9 – трубопровод; 10 - датчик давления; 11 - датчик аварийного давления; 12 - сигнальная лампа аварийного давления; 13 – тормозной кран.

Забор воздуха в пневмопривод осуществляется из впускного коллектора двигателя. В компрессоре (1) воздух сжимается и подается в баллон 5 через регулятор давления (2), поддерживающий в баллоне требуемое давление.

Из баллона сжатый воздух по трубопроводу (9) поступает к тормозному крану (13).

Тормозной кран (13) соединительной магистралью (8) связан с соединительной головкой (8). Управление тормозами прицепов и с/х машин осуществляется в двух режимах: непосредственное и автоматическое.

При подсоединении прицепа с однопроводным пневмоприводом головка прицепа подсоединяется к головке соединительной (7) и воздух поступает в пневмопривод прицепа.

При нажатии на педали тормозов или включении стояночного тормоза сжатый воздух через тормозной кран (13) выходит из соединительной магистрали (8) в атмосферу.

На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из баллонов прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается.

При аварийном отсоединении прицепа головки соединительные рассоединяются, воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу и прицеп автоматически затормаживается.

Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет падения давления в соединительной магистрали (6) до 0 МПа при торможении трактора. При этом подача сжатого воздуха в пневмосистему прицепа прекращается.

Автоматическое управление тормозами МТЗ-1221.2 Беларус (автоматическое торможение) осуществляется в случае разрыва сцепки и отсоединения прицепа за счет падения давления в соединительной магистрали прицепа.

В пневмоприводе установлена головка соединительная (7) клапанного типа. Клапан соединительной головки предотвращает выход воздуха при использовании пневмопривода без прицепа (например, при накачке шин) и при аварийном отсоединении прицепа.

При соединении магистрали прицепа с магистралью трактора клапан соединительной головки открывается, обеспечивая проход сжатого воздуха из пневмопривода трактора к прицепу. При этом соединение пневмомагистралей рекомендуется производить при отсутствии давления в баллоне 6 трактора.

Контроль давления воздуха в баллоне (6) осуществляется указателем давления воздуха (4) и сигнальной лампой аварийного давления воздуха (12) красного цвета (установлены на щитке приборов), датчикам давления воздуха (10) и датчиком аварийного давления воздуха (11).

Для удаления конденсата из баллона (6) предусмотрен клапан удаления конденсата (5). Удаление конденсата производится отклонением толкателя кольцом в сторону и вверх.

Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.) производится через клапан отбора воздуха (3) регулятора давления (2).

Проверка и регулировка однопроводного тормозного крана пневмосистемы и его привода



Регулировку привода тормозного крана МТЗ-1221-2 Беларус (рис.36) производите при ненажатых педалях рабочих тормозов и полностью выключенном стояночно-запасном тормозе, которые должны быть предварительно отрегулированы.

- Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа (10 кгс/см2) к головке соединительной (с черной крышкой) пневмопривода трактора.

- Включите компрессор и заполните баллон воздухом до давления 0,77-0,8 МПа (7,7-8,0 кгс/см2) по манометру, расположенному на щитке приборов.

- Давление воздуха по манометру, присоединенному к головке соединительной должно быть не ниже 0,77 МПа (7,7 кгс/см2).

Если оно ниже указанного, выполните следующие операции:

- Проверьте наличие зазора 1-2 мм между пальцем (1) и верхними кромками пазов в рычагах. Если зазора нет, расшплинтуйте и снимите палец (1) и отрегулируйте длину тяги (5) вращением наконечника (2).

- Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте поджатие пружины (4) до размера 36-38 мм вращением гаек (6) и законтрите их. Проверьте работу крана согласно пункту 3.

- Если давление воздуха по манометру, присоединенному к головке соединительной, не достигло необходимой величины, замените кран тормозной (3).

При правильно отрегулированных тормозном кране и его приводе давление по манометру, присоединенному к головке соединительной (с черной крышкой), должно упасть до нуля при перемещении сблокированных педалей тормозов на полный ход или при полностью включенном стояночном тормозе.

Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы МТЗ-1221

При нарушении работы регулятора давления, а также после его разборки для промывки или замены изношенных деталей, произведите регулировочные операции в следующей последовательности:

- присоедините к ресиверу на время проверки и регулировки манометр с ценой деления 0,1-0,2 кгс/см2 и со шкалой не менее 16 кгс/см2;

- снимите колпак;

- с помощью гаечного ключа ввинтите крышку в корпус до упора;

- запустите двигатель, включите компрессор и заполните ресивер сжатым воздухом до срабатывания предохранительного клапана при давлении 8,5-12 кгс/см2. Если клапан срабатывает при давлении, выходящем за указанные пределы, произведите его регулировку с помощью винта, предварительно
ослабив и затем затянув контргайку;

- постепенно вывинчивая крышку, отрегулируйте усилие пружин, так, чтобы давление воздуха в ресивере, при котором происходит открытие разгрузочного клапана, составляло 7,7-8,0 кгс/см2; зафиксируйте это положение крышки с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса и наденьте колпак;

- приоткройте в ресивере клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха до 6,5-7,0 кгс/см2. При этих величинах давления клапан должен закрыться и переключить компрессор на наполнение ресивера сжатым воздухом; отсоедините от ресивера контрольный манометр.

Двухпроводный пневмопривод тормозов прицепа



Рис. 25. Двухпроводный пневмопривод тормозов прицепа МТЗ-1221.2 Беларус

1 – компрессор; 2 – регулятор давления; 3 – клапан отбора воздуха; 4 – баллон; 5 – сигнальная лампа аварийного давления; 6 – указатель давления; 7 – датчик давления; 8 – датчик аварийного давления; 9 – клапан удаления конденсата; 10, 10а – соединительные головки; 11 – магистраль управления; 12 – магистраль питания; 13 – тормозной кран.

Забор воздуха в пневмопривод осуществляется из впускного коллектора двигателя. В компрессоре (1) воздух сжимается и подается в баллон (4) через регулятор давления (2), поддерживающий в баллоне требуемое давление.

Из баллона сжатый воздух поступает к тормозному крану (13) и в магистраль питания (12) с головкой соединительной (с красной крышкой), которая постоянно находится под давлением.

Тормозной кран (13) магистралью управления (11) связан с соединительной головкой (10а) (с желтой крышкой).

Давление в ней отсутствует. Управление тормозами прицепов и с/х машин осуществляется в двух режимах: непосредственное и автоматическое.

При использовании прицепа с двухпроводным пневмоприводом головки соединительные прицепа подсоединяются к головкам соединительным (10) (с красной крышкой) и (10а) (с желтой крышкой), то есть к питающей магистрали (12) и к магистрали управления (11).

При этом сжатый воздух постоянно поступает на прицеп через питающую магистраль (12).

При нажатии на педали тормозов или включении стояночного тормоза сжатый воздух через тормозной кран (13) и магистраль управления (11) подается на прицеп.

На прицепе срабатывает воздухораспределитель, подавая сжатый воздух из баллона прицепа в тормозные камеры, и прицеп затормаживается.

Непосредственное управление тормозами осуществляется за счет повышения давления в магистрали управления (11) до 6,5-8,0 кгс/см2 при торможении трактора МТЗ-1221-2 Беларус. Магистраль питания (12) при этом остается под давлением и подача сжатого воздуха в пневмосистему прицепа сохраняется.

Автоматическое управление тормозами (автоматическое торможение) осуществляется в случае разрыва сцепки и отсоединения прицепа за счет падения давления в магистрали питания прицепа.

В пневмоприводе установлены головки соединительные (10) и (10а) клапанного типа. Клапаны соединительных головок предотвращают выход воздуха при использовании пневмопривода без прицепа (например, при накачке шин) и при аварийном отсоединении прицепа.

При соединении тормозных магистралей прицепа с магистралями трактора клапаны соединительных головок открываются, обеспечивая проход сжатого воздуха из пневмопривода трактора к прицепу.

При этом соединение пневмомагистралей рекомендуется производить при отсутствии давления в баллоне 4 трактора.

Контроль давления воздуха в баллоне 4 осуществляется указателем давления воздуха (6) и сигнальной лампой аварийного давления воздуха (5) красного цвета (установлены на щитке приборов), датчикам давления воздуха (7) и датчиком аварийного давления воздуха (8). Для удаления конденсата из баллона (4) предусмотрен клапан удаления конденсата (9).

Удаление конденсата производится отклонением толкателя кольцом в сторону и вверх. Отбор воздуха из пневмопривода (для накачки шин и пр.) производится через клапан отбора воздуха (3) регулятора давления (2).

Проверка и регулировка двухпроводного тормозного крана пневмосистемы и его привода

Регулировку привода тормозного крана МТЗ-1221.2 Беларус (рис.36) производите при ненажатых педалях рабочих тормозов и полностью выключенном стояночно-запасном тормозе, которые должны быть предварительно отрегулированы.

- Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа (10 кгс/см2 ) к управляющей головке соединительной (с желтой крышкой) пневмопривода трактора.

- Включите компрессор и заполните баллон воздухом до давления 0,77-0,8 МПа (7,7-8,0 кгс/см2 ) по манометру, расположенному на щитке приборов.

- Давление воздуха по манометру, присоединенному к головке соединительной (с желтой крышкой) магистрали управления должно быть равно нулю.

- Переместите сблокированные педали тормозов на максимальный ход. Давление должно повышаться до 0,65-0,8 МПа (6,5-8,0 кгс/см2). Отпустите педали тормозов. Включите стояночный тормоз, переместив его рукоятку на максимальную величину.

- Давление должно повышаться до 0,65-0,8 МПа (6,5-8,0 кгс/см2 ).

Если давление по манометре, подсоединенному к головке соединительной магистрали управления не соответствует указанным, то выполните следующие операции:

- Проверьте наличие зазора 1-2 мм между пальцем (1) и верхними кромками пазов в рычагах. Если зазора нет, снимите палец (1) и отрегулируйте длину тяги (5) вращением наконечника (2).

- Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте поджатие пружины (4) до размера 36-38 мм вращением гаек (5) и законтрите их. Проверьте работу крана согласно пункту 3.

- Если давление воздуха по манометру, присоединенному к головке соединительной, не достигло необходимой величины, замените кран тормозной (3).

Содержание инструкции по эксплуатации и обслуживанию МТЗ-1221

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2 Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов