_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Водяной насос и компрессор МТЗ-80
____________________________________________________________________________________________
Ремонт водяного насоса Д-240 трактора МТЗ-80
Течь воды из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки при работе
водяного насоса (помпы) указывают на неисправность водяного насоса
системы охлаждения дизеля (рис. 2.1.98).
Рис. 2.1.98. Водяная помпа МТЗ-80 в сборе
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное
отверстие; 6 — валик; 7 — гайка
Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника
могут привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой
вентилятора.
Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение
подшипников насоса, ослабление посадочного места валика под приводной
шкив.
Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на
шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса (С
целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-240, начиная с
февраля 1987 г., устанавливаются водяные насосы с уплотнением и
усиленным
подшипниковым узлом).
При появлении неисправностей снимают водяную помпу с дизеля Д-240 (рис.
2.1.99) и разбирают для замены изношенных деталей (рис.
2.1.100—2.1.105).
Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или
наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик
заменяют в сборе с подшипниками.
При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники
заменяют (рис. 2.1.106).
Рис. 2.1.100. Взаимное расположение деталей водяного насоса МТЗ-80
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 —
валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная
пластина; 9
— гайка; 10 — вентилятор
Рис. 2.1.99. Снятие водяного насоса Д-240 трактора МТЗ-80
1 — шкив; 2 — водяной насос; 3 — патрубок
Рис. 2.1.101. Отворачивание гайки крепления шкива
1 — гайка; 2 — шкив; 3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная
пластина не ставится)
Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива
1 — шкив; 2 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.1.103. Снятие стопорного кольца подшипника
Рис. 2.1.104. Отворачивание болта крепления крыльчатки
1 — корпус водяного насоса; 2 — крыльчатка; 3 — болт
Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяной помпы
1— корпус водяного насоса; 2 — выколотка; 3 — крыльчатка
Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса
1 — подшипник; 2 — валик водяного насоса; 3 — шток пресса
На уплотняющей шайбе торцового уплотнения допускаются кольцевые риски и
следы износа глубиной не более 0,5 мм. Толщина шайбы должна быть не
менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.
При наличии трещин корпус водяного насоса Д-240 выбраковывают. Если
трещины отсутствуют, измеряют посадочные поверхности корпуса под
подшипники валика и результаты сравнивают с допустимыми значениями.
Номинальные и допустимые размеры водяной помпы МТЗ-80, мм
Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:
- номинальное - 47,0—47,3
- допустимое - 48,5
Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники:
305 - 62,07
304 - 52,06
Если на торцовой поверхности опорной втулки корпуса насоса имеются следы
износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм, то втулку
выпрессовывают и заменяют новой.
При оборке насоса резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с
пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников. Гайка ступицы
должна быть затянута моментом 16—19 Нм.
После сборки насоса валик должен
вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей
вентилятора должны находиться в одной плоскости.
Ремонт компрессора трактора МТЗ-80
Отсутствие давления воздуха в пневмосистеме трактора МТЗ-80 указывает на
нарушение герметичности клапанов компрессора, проскальзывание
приводных ремней на шкиве.
Если увеличением натяжения ремней не удается достичь нормального
давления в пневмосистеме, а утечки воздуха не обнаружены, компрессор
снимают с
дизеля, разбирают и проверяют техническое состояние его деталей.
При снятии компрессора отсоединяют всасывающий, нагнетательный и
масляный трубопроводы (рис.2.1.80), отворачивают три гайки и болт
крепления (рис.
2.1.81).
Для проверки технического состояния клапанов компрессора отворачивают
штуцер и пробку, вынимают корпус и извлекают пружину клапана.
Рис. 2.1.80. Отсоединение трубопроводов
1 — нагнетательный трубопровод; 2 — всасывающий трубопровод
Рис. 2.1.81. Отсоединение компрессора от дизеля Д-240
1 — компрессор; 2 — дизель; 3 — гайка
Изношенные или поврежденные клапаны заменяют. Клапаны с двусторонней
шлифованной поверхностью можно перевернуть. Новые клапаны притирают,
притертые поверхности тщательно промывают в керосине или дизельном
топливе. При необходимости меняют и пружины клапанов.
Пониженное давление может вызываться износом деталей цилиндропоршневой
группы компрессора (рис. 2.1.84). Признаком износа является повышенное
содержание масла в конденсате вследствие износа поршневых колец и
уплотнений коленчатого вала.
Появление стуков в зоне движения поршня свидетельствует о его износе, а
в зоне коленчатого вала — об износе биметаллических вкладышей шатунного
подшипника или износе игольчатого подшипника шейки коленчатого вала.
Рис. 2.1.84. Компрессор МТЗ-80
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — картер; 2, 4 —
прокладки; 3 — цилиндр; 5 — головка цилиндра; 6 — седло клапана; 7 —
пружина
клапана; 8 — корпус клапана; 9 — пробка; 10 —крышка; 11 — маслопровод;
12 — ось; 13 — втулка; 14 — шестерня; 15 — коленчатый вал; 16 — вкладыш
шатуна; 17 — крышка шатуна; 18 — подшипник; 19 — шатун; 20 — втулка; 21
— палец; 22 — поршень; 23 — маслосъемные кольца; 24 — компрессионные
кольца; 25 — специальный болт
Для устранения указанных неисправностей разбирают компрессор (рис.
2.1.85—2.1.88) и подвергают детали экспертизе с целью определения
технического
состояния.
Рис. 2.1.85. Снятие цилиндра
1 — цилиндр; 2 — гайка
Рис. 2.1.86. Снятие поршневого кольца
1 — поршневое кольцо; 2 — поршень
Индикаторным нутромером можно замерить внутренний диаметр цилиндра
(72,00— 72,03 мм), а микрометром — наружный диаметр юбки поршня (71,86—71,89 мм). Размеры даны для компрессора А-29.01.000.
Зазор в замке кольца, установленного в цилиндр, должен быть не более 1,2
мм; торцовый зазор между поршневым кольцом и канавкой поршня — не более
0,4 мм.
Если наблюдается значительная амплитуда качания верхней головки
шатуна в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, заменяют шатунный
подшипник.
Операции замены шатунного подшипника с неразъемной нижней головкой
шатуна показаны на рис. 2.1.89—2.1.95. В случае замены деталей механизма
привода снимают рычаг и выпрессовывают ось привода (рис. 2.1.96,
2.1.97).
При сборке устанавливают цилиндр на корпус картера и затягивают головку
динамометрическим ключом в два приема моментом 12—17 Hм.
Рис. 2.1.94. Снятие шатуна
1 — шатун; 2 — коленчатый вал
Рис. 2.1.95. Снятие игольчатого подшипника с коленчатого вала
1 — игольчатый подшипник; 2 — коленчатый вал
Рис. 2.1.97. Выпрессовка оси привода
1 — фиксатор; 2 — ось привода
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сервис и регулировки МТЗ-82- Органы управления и приборы
- Работа с сельхозмашинами
- Техническое обслуживание дизеля Д-243
- Регулировки сцепления
- Рулевое управление
- Тормоза трактора Беларус
- Вал отбора мощности ВОМ
- Передний мост
- Ремонт переднего ведущего моста
- Гидравлическая система и задняя навеска
- Электрооборудование
- Техническое обслуживание
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
- Органы управления и приборы
- Управление коробкой передач и ВОМ
- Управление задней навеской
- Элементы кабины
- Элементы электрооборудования
- Сцепление
- Коробка передач
- Управление КПП и ходоуменьшителем
- Реверс-редуктор
- Задний мост трактора Беларус
- Блокировка дифференциала заднего моста
- Задний вал отбора мощности
- Тормоза трактора Беларус
- Пневмосистема
- ПВМ с коническими колесными редукторами
- ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
- Привод ПВМ
- Ходовая система
- Гидрообъемное рулевое управление
- Гидроусилитель рулевого управления
- Гидравлическая навесная система
- Регулировки задней навески
- Кабина Беларус
- Техническое обслуживание
- Обслуживание двигателя
- Техобслуживание трансмиссии
- Сервисное обслуживание ПВМ
- Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
- Обслуживание переднего моста
- Обслуживание пневмосистемы и тормозов
- Ремонт головки блока цилиндров
- Ремонт поршневой группы Д-240
- Ремонт топливной аппаратуры
- Ремонт пускового двигателя
- Ремонт рулевого управления
- Ремонт переднего моста
- Ремонт сцепления и понижающего редуктора
- Ремонт КПП
- Ремонт заднего моста
- Ремонт ВОМ
- Ремонт гидросистемы задней навески
- Ремонт электрооборудования
- Управление и приборы
- Коробка передач
- Сцепление
- Обслуживание двигателя Д-260
- Задний мост
- Рабочие тормоза
- Пневмооборудование
- Вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Навесная гидросистема
- Электронное управление задней навеской
- Заднее навесное устройство
- Рулевое управление
- Органы управления и приборы
- Дизельный двигатель
- Сцепление и КПП
- Задний мост
- Тормоза
- Задний вал отбора мощности
- Передний ведущий мост
- Рулевое управление
- Навесное и сцепное устройство
- Гидросистема
- Электрооборудование
- Агрегатирование
- Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
- Механизм газораспределения
- Система питания дизельных двигателей
- Система регулирования тракторных двигателей
- Система охлаждения тракторных двигателей
- Система пуска дизелей
- Силовые передачи тракторов
- Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
- Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
- Ходовая часть и управление трактора
- Ходовая и рулевое управление колесных тракторов